c71fdc48

Российские дороги признаны хуже ангольских и таджикских

Аналитики банковской группы Goldman Sachs опубликовали обзор «Российская инфраструктура и строительство».

Доставшаяся в наследство от СССР транспортная сеть, которая является одной из самых протяженных в мире, пришла в упадок вследствие недостаточного финансирования на протяжении десятков лет – таков вывод зарубежных экспертов. Хотя при дополнительных вложениях в российские дороги 1% ВВП  экономика страны вырастет на 0,5%.

В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по качеству дорог занимает 130-е место из 142-х, находясь ниже Анголы, Киргизии и Таджикистана, цитируют vesti.ru данные исследования.

Между тем российские расходы на дорожное строительство растут приличными темпами: с 255 млрд руб. в 2005 г. до 545 млрд в 2011 г. Однако эффективность этих расходов не так высока, а интенсивность движения выросла за 10 лет в 1,8 раза.

Плотность дорожной сети в России достигает 6 км на 1 тыс. человек, что втрое выше, чем в Индии и Китае (2 км на 1 тыс. человек), но значительно ниже, чем в США (14 км).

Таким образом, не менее 30% трасс работают в режиме перегрузки. Потери экономики от постоянных заторов, по оценке Минтранса, составляют  7-9% ВВП.

Расходы на транспорт в России в 2005-2010 гг. составляли 1,5-1,7% ВВП, на инфраструктуру в целом (включая электросети и коммуникации) — 3,7-4,3% ВВП, подсчитали аналитики Goldman Sachs.

По методологии Всемирного банка Россия относится к странам со средним уровнем ВВП на душу населения, а значит ей нужно тратить на инфраструктуру хотя бы 3,5-4,5% ВВП (как в Центральной и Восточной Европе).

При этом свыше 50% вложений должно идти не на создание инфраструктуры, а на поддержание уже имеющейся.

Финансирование строительства дорог растет: 794 млрд руб. в 2012 г., 942 млрд в 2013 г. и 1 трлн в 2014 г. По оценкам Goldman Sachs, к 2018 г. государство потратит на дороги уже около 1,8 трлн руб. (исходя из прогноза Минэкономразвития — около 1,1% ВВП).

Свыше 70% этих средств дадут сами пользователи дорог через уплату топливных акцизов. Таким образом, государство сможет обеспечить 100%-ное финансирование в соответствии с нормативами затрат, но могло бы расходовать на эти цели на 0,5-1% ВВП больше.

По мнению аналитиков Goldman Sachs, российское правительство вкладывает недостаточно средств в инфраструктуру не из-за нехватки денег в бюджете – оно просто  не верит в эффективность этих инвестиций.

В то же время в Польше увеличение инфраструктурных расходов с 3,5% ВВП до 4,5% в 2005-2008 гг. добавило к темпам роста экономики 0,25%.

Мы же расходуем на дороги «и плохо, и мало», приводят «Ведомости» слова директора Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаила Блинкина. 

Из-за слабой конкуренции качество материалов невысокое, низка и производительность труда. При этом объемы финансирования сегодня не соответствуют заявленным в федеральной целевой программе, а система абсолютно непрозрачна: оценить конкретную стоимость километра дороги невозможно.

При этом в США, Канаде, Германии есть открытые базы данных со стоимостью и характеристиками любого дорожного проекта.

zr.ru

Оставить комментарий